В Бишкеке обсудили реформу системы образования

 В Бишкеке обсудили реформу системы образования

Бишкеке состоялся «круглый стол», темой которого стала реформа системы образования в Кыргызстане. В работе «круглого стола», организованного 23 мая «Агентством по гарантии качества в образовании EdNet» и Фондом поддержки образовательных инициатив, приняли участие депутаты и экс-депутаты Жогорку Кенеша, руководство Министерства образования и науки, руководители образовательных учреждений, общественные и государственные деятели, ведущие эксперты по вопросам образования.

Как отмечалось выступающими, необходимость реформы образования назрела давно, она проводилась в течение 30 лет и продолжает осуществляться.

Но на текущий момент Кыргызстан так и не вышел на окончательную модель системы образования, устраивающую всех, позволяющую эффективно управлять системой общей и профессиональной подготовки и реализовать в полной мере конституционные права граждан на получение качественного образования.

Рассмотрев три ступени образования – дошкольное, общее и профессиональное образование – участники подчеркнули, что на всех этапах учебной деятельности продолжают оставаться нерешённые вопросы и проблемы.

Мы так и не остановились окончательно на национальной модели, и действующая система сочетает в себе основу старого советского образования, новейшие западные веяния в виде Болонской и других систем. Одновременно с государственными и муниципальными школами функционируют общеобразовательные учебные заведения с различными программами и стандартами, финансируемые Турцией, Великобританией, Россией и другими странами.

«Болевой точкой» остаются вопросы излишней бюрократизации в сфере организации образования, включая аккредитацию учебных заведений. Если в системе высшего образования аккредитация признаётся необходимой, то по отношению к основному образованию (школьному) мнения расходятся. Ряд экспертов считают необходимым отмену аккредитации для государственных и муниципальных школ и сохранением её для частных, особенно с зарубежным финансированием.

Горячо обсуждался на «круглом столе» вопрос о персонифицированной доле государственного финансирования выделяемой каждому ученику и «следующей» за ним в образовательное учреждение (ваучер или стандарт бюджетного финансирования»).

Но предлагаемое экспертами внедрение системы «подушевого финансирования» или ваучеры каждому ученику на право выбора учебного заведения при всей её привлекательности неоднозначно воспринимается самими образовательными учреждениями и требует детальной проработки.

Важнейшим вопросом является финансирование деятельности школ, которое признается совершенно недостаточным, и по этой причине в школах до сих пор производится сбор родительских денег на ремонт, оснащение учебного процесса. Законные и прозрачные механизмы этого должны быть также доработаны

Из поля зрения в реформах образования выпадает и сфера образования в сфере искусства – детские школы искусств и другие, которые по непонятным причинам не обозначены в действующем Законе «Об образовании» и иногда отождествляются не с начальным профессиональным образованием, а больше с «кружковой» работой и самодеятельностью.

Все эти вопросы необходимо решать, поскольку экономические и социальные программы может реализовать только грамотный народ, что требует качественной образовательной подготовки.

Участники «круглого стола», отметив проблемы, высказали решимость продвигать позитивные начинания в сфере образования, действовать сообща и добиться создания системы образования в Кыргызстане с учётом национальных особенностей и прогрессивного опыта зарубежных стран в сфере образования. Важно то, что общественность, профессиональные эксперты, государственные органы и органы местного самоуправления начали открыто и публично обсуждать вопросы образования, которые ранее решались лишь самим государством или продвигались международными проектами.

Связанный пост