«Мы хотим вывести народ из бедности». Президент прокомментировал ситуацию вокруг внедрения ККМ

 «Мы хотим вывести народ из бедности». Президент прокомментировал ситуацию вокруг внедрения ККМ

Накануне президент Садыр Жапаров провел встречу с торговцами рынка «Дордой», которые выступали против внедрения контрольно-кассовых машин. Президент, выслушав глас торговцев, отметил, что сегодня налоговая система страны еще не готова к новообразованиям. Сегодня в интервью агентству «Кабар» президент детально разъяснил ситуацию вокруг ККМ.

(Свободный перевод)

 

— Садыр Нургожоевич, накануне вы встретились с торговцами рынка «Дордой», которые митингуют против внедрения ККМ. Скажите, почему вам самому туда пришлось пойти, а не ответственным чиновникам?

 

— Ответственных чиновников, а именно налоговую службу, мы отправляем уже на протяжении года. Но были факты, когда сами налоговики вместо того, чтобы решать проблему и проводить четкую разъяснительную работу, наоборот, агитируют против предстоящих реформ. Поскольку, если торговцы перейдут на ККМ, то в карманы налоговиков ничего не попадет. Поэтому мне пришлось самому ехать на встречу. До этого, увидев, как митингуют торговцы, я отправлял туда рабочую группу, чтобы они полностью изучили вопрос и доложили мне. Также я через свои каналы собирал материалы, чтобы узнать, не мучает ли правительство обычных торговцев. После того, как я собрал достаточно информации, я решил съездить к торговцам и услышать от них самих суть проблемы и продлить им патентную систему.

— Обращаясь к торговцам, вы сказали о неких третьих лицах, заинтересованных в митингах. Скажите, кто они? Ведь протестующие говорили, что по своей инициативе вышли на митинг против ККМ и в целом преобразований в налоговой системе. Или у вас есть другие сведения?

 

— Обычные торговцы ни в чем не виноваты. Они вышли, чтобы решить свои проблемы. Мы их правильно понимаем. Но есть те, кто готов использовать их протесты в своих целях. Это те, кто ранее наживался на серых схемах, те, кто остался без работы, криминальные элементы. Есть записи разговоров, как они между собой распределяли рынки и пытались координировать митинги, чтобы вышло как можно больше людей. Некоторые из них оказывали финансовую поддержку. Все эти факты зарегистрированы спецслужбами. Если спецслужбы не сошлются на тайну следствия, то в скором времени вы услышите эти записи в СМИ. Поэтому я, обращаясь к торговцам, сказал, чтобы их митингами не воспользовались третьи силы. Ведь обычные торговцы не могут уследить за тем, как среди них могут оказаться деструктивные силы. Поэтому они кричали, что за ними никто не стоит. Это можно понять.

 

— В ходе встречи отдельные торговцы отметили, что платят несколько видов налогов. В то же время они жаловались на то, что со стороны государства не создаются удобства на рыках для комфортной торговли. Они сетуют на то, что зимой холодно, а летом жарко.

— Они правы. Но тут в первую очередь не государство должно было создавать им условия, а владельцы рынков и контейнеров. А правительство в свою очередь должно было заняться организацией этого. Сейчас мы эти работы взяли в свои руки. За каждый контейнер владелец рынка получает деньги за землю, а владелец контейнера берет арендную плату. Вот они должны были создавать условия. На то пошло, у них даже есть возможность построить огромные современные крытые рынки, как в развитых странах. Представьте, они с каждого контейнера берут от 3 тыс. до 13 тыс. долларов за аренду. Из этих денег они не платят ни одного доллара налога. У некоторых бывших чиновников есть свыше десяти контейнеров. Вчера я от людей услышал, что контейнерами владеют действующие судьи, прокуроры, сотрудники ГКНБ. Владельцы рынков берут с каждого контейнера от 2 тыс. до 10 тыс. сомов за аренду земли. Всего на рынке около 20 тыс. контейнеров. Сейчас мы хотим, чтобы вот эти богачи платили налоги. Более скромных торговцев хотим освободить от налогов, чтобы они смогли увеличить свой доход.

 

— На встрече вы отметили, что предприниматели, у которых ежегодный оборот не выше 8 млн сомов, не будут ни налоги платить, ни патент брать. Также вы заявили, что при необходимости поднимите этот лимит до 15 млн сомов. Какова цель освобождать от налогов предпринимателей, у которых товарооборот не выше 8 или 15 млн сомов в год?

— В прошлом году я сказал, чтобы предприниматели, у которых годовой товарооборот не превышает 8 млн сомов, вообще не платили никаких налогов и не брали даже патент. Вчера, когда мы отправили рабочую группу, выяснилось, что у нас большое количество предпринимателей, чей оборот превышает 8 млн сомов. В этой связи мы приняли решение поднять пороговую сумму до 15 млн сомов. Главная цель – это поддержка малого предпринимательства, чтобы они смогли быстро встать на ноги и сравнялись со средним предпринимательством. Наша обязанность и цель – это вывести людей из бедности.

 

— Несмотря на это, торговцы все равно хотят работать по патентной системе. В чем секрет этой системы и неужели она настолько удобна для предпринимателей? Например, вчера в ходе встречи вы обратились к одной из работниц рынка и сказали, что если ее оборот не превышает 8 млн сомов в год, то она может вообще не платить налоги. Но она все равно предпочла патентную систему.

 

— Секрет патентной системы прост. Во-первых, у этой предпринимательницы товарооборот превышает 15 млн сомов. Во-вторых, за торговцами стоят оптовики, владельцы рынков и контейнеров. Представьте, я у нее спрашиваю, превышает ли ее годовой оборот 15 млн сомов? Она отвечает, что нет. Тогда я ей говорю, зачем вам платить ежегодно по 40-50 тыс. сомов на патент, ведь можно же вместо этого эти деньги оставить себе и быстрее встать на ноги. На это у нее ответа не было, но все равно она говорит, что готова платить за патент. Если бы вместо нее был предприниматель, чей годовой оборот не превышает 15 млн сомов, то он бы сразу сказал нести ККМ, и что прям сейчас готов с ним работать и ничего не платить.

— Какова главная цель внедрения ККМ? Если цель их внедрения настолько хороша, то почему все противятся этому?

 

— Главная цель – это борьба с теневой экономикой. Например, объем товаров, поступающих к нам из Китая, составляет 14 млрд долларов США. Но когда дело доходит до наших статистических данных, то это сумма превращается в 4 млрд долларов США. Значит, есть теневая экономика. Все оптом распродают и не платят налоги. Только с внедрением системы ККМ мы сможем узнать реальный поток товаров в нашей стране. А если мы будет и дальше сидеть с патентом, то и через 50 лет не узнаем. Наша цель не ликвидировать патентную систему. От патентной системы поступают всего 35 млн сомов. Даже если мы увеличим стоимость патента в 100 раз, это будет как капля в море для нашего бюджета. Мы через ККМ хотим видеть потоки товаров оптовиков и прозрачно нашу экономику. Развитые страны и наши ближайшие соседи давно перешли на ККМ. Только мы все не можем перейти. Когда мы выявим всех тех, кто скрывает свои налоги, и заставим их платить в полном объеме, то заработные платы, пособия, пенсии увеличатся в два, а то и в три раза. Государство станет сильнее. Народ выйдет из бедности. Ведь это хорошо для самого народа.

 

— С 1 июля 2024 года ККМ будет внедрен везде или есть вероятность, что останется патентная система?

— Скорее всего, этот вопрос не решится без моего участия. Вчера я дал команду. Создадим комиссию, куда войдут обычные торговцы на рынках, а не сами владельцы рынков и контейнеров, как это у нас обычно бывает, и будем детально работать до 1 июля. Потом примем решение, будут ли введены ККМ или найдем другой путь.

 

— И последний вопрос: лица, которые подстрекали людей на митинги, понесут ответственность?

 

— Если они и впредь будут агитировать людей на митинги, то мы решим этот вопрос за 5 секунд. От имени правительства введем на рынки, как в случае с Кумтором, внешнее управление и за короткое время начнем ревизию. Если перероем все с прежних лет, то имущества и суммы сами раскроются. Тогда придется заставить платить за прежние годы. Мы пока не хотим идти на такие меры, я сдерживаю силовые структуры, поскольку все они наши граждане. Я сказал, что лучше дадим им шанс. Мы специально приняли закон, согласно которому как бывшие, так и действующие чиновники, бизнесмены, в целом все те, чье имущество зарегистрировано на других лиц, смогли легализоваться. Опираясь на этот закон, все могут раскрыть свое имущество и оформить на себя. Например, у тех же владельцев контейнеров, рынков есть по 5-6 квартир, дорогие «Лексусы» последних годов выпуска. Они все их оформили на третьих лиц. Пусть они все легализуют и оформят на себя. Мы создали для них очень хорошие условия. Ведь до этого же все оформляли имущество на других людей. Это не было секретом. Те же владельцы контейнеров оформляли свои контейнеры на других лиц. Теперь они могут раскрыть все свое имущество и оформить на себя. Мы призываем забыть все то, что было прежде. Не будем оборачиваться назад и оставим все там. Впредь не будет сокрытия. Давайте отныне все делать прозрачно и прозрачно платить налоги. В данное время еще никто не раскрыл свое имущество. Поэтому я решил начать с себя. Скоро вы узнаете, сколько у меня имущества.

Связанный пост