Садыр Жапаров выступил на юбилейном заседании ВЕЭС
Президент Садыр Жапаров выступил на юбилейном заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве.
В выступлении главы государства говорится:
«Уважаемый Никол Воваевич,
Уважаемые главы государств,
Дорогие участники заседания,
позвольте сердечно поприветствовать всех участников заседания Высшего Евразийского экономического совета, который проходит в канун нашего общего праздника — 79-й годовщины победы в Великой отечественной войне.
В этой связи хочу поздравить наших граждан с праздником Победы, который нам дали наши отцы и деды, отважно воевавшие на фронте, наши матери, самоотверженно трудившиеся в тылу и воевавшие на фронте наравне с мужчинами.
Их героические подвиги во имя мирной и счастливой жизни мы свято храним в наших сердцах.
Пользуясь приятной возможностью, уважаемый Владимир Владимирович, хочу от имени народа Кыргызстана и от себя лично сердечно поздравить Вас с официальным вступлением в должность Президента Российской Федерации.
Ваша убедительная победа на прошедших президентских выборах является ярким свидетельством высокого признания и поддержки российским народом Вашей мудрой политики и самоотверженного труда по укреплению государственного суверенитета, повышению благосостояния населения, проведению самостоятельной, независимой и открытой внешней политики Российского государства.
Также выражаю искреннюю признательность нашим российским друзьям за традиционное гостеприимство и высокую организацию сегодняшней встречи.
Пользуясь случаем, хочу пожелать уважаемому Николу Воваевичу Премьер-министру Республики Армения успешного проведения Года председательства и поздравить всех моих коллег с 10-летием подписания Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Уважаемые коллеги,
За 10 лет своего существования Евразийский экономический союз состоялся как одно из ключевых региональных объединений, способное поддерживать и развивать экономическую интеграцию во имя стабильности экономик государств-членов и роста благосостояния их граждан.
Многие согласятся со мной, находясь в одном союзе мы смогли сохранить макроэкономическую стабильность, обеспечить продовольственную и энергетическую безопасность в регионе, снизить уровень безработицы, поддерживать устойчивый рост производства и выходить на новые рынки сбыта.
Это подтверждается статистическими данными. Экономика союза в прошлом году показала уверенный рост. По итогам 2023 года рост внутреннего валового продукта составил 3,8%.
В этой связи возникает необходимость выстраивания необходимой финансовой, логистической и товаропроводящей инфраструктуры, отвечающей современным требованиям.
Это, несомненно, требует значительных инвестиций и неординарных подходов, а главное – совместных и согласованных действий в поиске альтернативных цепочек поставок.
В этом смысле хотел бы подчеркнуть особую важность сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Кыргызская Республика также прилагает большие усилия для повышения транспортной связанности государств-членов, с учетом, в том числе, развития транспортного коридора «Север-Юг».
В активной фазе находятся проектные работы по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
Достигнуты договоренности по открытию новых и расширению пропускной способности действующих пунктов пропуска с Китайской Народной Республикой.
Кроме этого, полностью обеспечено обустройство и материально-техническое оснащение всех 14 пунктов пропуска Кыргызской Республики на таможенной границе Союза.
Обязательства Кыргызской Республики, взятые при вступлении в ЕАЭС, выполнены в полном объеме. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность российской стороне и лично Президенту Российской Федерации, уважаемому Владимиру Владимировичу Путину за оказанную материально-техническую помощь.
Координация усилий государств-членов по совместному развитию транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры на международных транспортных коридорах становится значимым ресурсом интеграции.
Нам необходимо усилить работу внутри союза и с третьими странами по снятию инфраструктурных ограничений, законодательных барьеров и синхронизации работы контролирующих органов, с тем чтобы обеспечить быстрые перевозки посредством цифровых платформ.
В этом плане призываю Стороны и Комиссию активно работать над внедрением электронных товаросопроводительных документов, в том числе, при осуществлении мультимодальных перевозок.
Современные цифровые решения должны стать основным локомотивом в обеспечении быстрого и эффективного таможенного и налогового администрирования.
При этом, предлагается проработать механизмы передачи готовых платформенных решений между странами ЕАЭС в рамках реализации Цифровой повестки или на основе двухсторонних договоренностей между странами.
Уважаемые коллеги,
Хотел бы подчеркнуть необходимость максимального использования потенциала союза и принятие совместных мер по повышению уровня взаимного сотрудничества между нашими странами.
Нам необходимо создать пространство доверия не на бумаге, а на деле.
Усилия по созданию благоприятных условий и сокращению административных издержек на пути передвижения товаров должны носить постоянный и неустанный характер. Наряду с этим еще одним из ограничивающих факторов в развитии взаимной и внешней торговли ЕАЭС стали все чаще проявляющиеся сложности в осуществлении расчетов, возникающие вследствие оказания давления извне на финансовые системы наших стран.
Нам нужно работать над укреплением финансовой инфраструктуры, которая могла бы обеспечивать и поддерживать потребности участников рынка ЕАЭС при осуществлении торгово-экономического взаимодействия.
Уважаемые главы государств,
2024 год является решающим годом в выработке Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Обозначенные нами приоритеты в рамках Стратегии-2025 не должны сводится к подготовке и принятию докладов и рекомендаций. Если есть приоритетные задачи, то по ним должны быть приняты конкретные решения.
В прошлом году нами принято решение о финансировании кооперационных проектов.
Считаю, что практический запуск данного механизма должен оправдать наши ожидания в части наращивания инвестиционного сотрудничества, поддержки и стимулирования наукоемких производств и промышленных мощностей, а также для трансфера технологий.
Данный механизм должен содействовать повышению конкурентоспособности кооперационных товаров союза и их дальнейшему выходу на внешние рынки.
Параллельно предлагаю вести работу по совершенствованию механизма финансирования и на другие приоритетные сектора экономики.
Хотел бы отметить несколько моментов в части развития торговли и экспорта.
Первое, в конце 2023 года запущена работа Евразийской перестраховочной компании, которая посредством перестрахования рисков должна оказывать поддержку в развитии взаимной и внешней торговли Союза.
Компания должна ускорить работу по налаживанию взаимодействия с национальными системами торгового страхования, с тем чтобы они скорее начали использовать дополнительную страховую емкость.
Второе, что касается внешнего контура, хотел бы отметить необходимость продолжения работы по формированию преференциальных торговых режимов с заинтересованными странами на взаимовыгодных для всех сторон условиях.
Сегодня мы рассмотрели вопрос о начале переговоров с Монголией о заключении временного торгового соглашения.
Прошу Комиссию обратить особое внимание на ключевые положения будущего соглашения преференциального характера и отраслевого сотрудничества.
Важно в переговорном процессе учитывать интересы государств– членов ЕАЭС, в которых превалируют средние и малые экспортеры товаров и услуг.
Третье, в свете динамично растущего потребительского спроса на азиатских рынках, считаю, что потенциал торговли продовольственными товарами с Китаем остается далеко не раскрытым.
С учетом сложных процедур допуска сельскохозяйственной продукции на рынки Китая Евразийской экономической комиссии необходимо усилить работу в этом направлении.
Уважаемые коллеги,
Традиционно, сфера услуг занимает значительную долю в экономике наших стран. Считаю, что пришло время подумать над расширением рынка услуг ЕАЭС, в первую очередь, услуг, связанных с торговлей, финансами, информационными услугами, креативными видами деятельности, туризма, образования и медицины. Предприниматели наших стран должны на деле ощутить стимулы и нашу поддержку в этих сферах.
Предлагаю Комиссии провести анализ существующих возможностей в данном направлении. Глобальный рынок труда испытывает дефицит квалифицированных трудовых ресурсов.
Не стал исключением и единый рынок труда ЕАЭС. Экономикам стран ЕАЭС требуются квалифицированные работники, способные производить конкурентоспособные товары и оказывать качественные услуги.
Технологический прогресс, цифровизация экономики требуют от участников рынка труда новых знаний и компетенций, которые способствуют созданию добавленной стоимости и повышению производительности труда.
Считаю, что нашим странам нужно развивать активное сотрудничество в сфере подготовки кадров. Нам необходимо рассмотреть возможность создания совместных центров компетенций, на площадке которых мы можем объединить наши усилия по поиску новых знаний и их трансферу.
Мобильность трудовых ресурсов и привлекательность рынка труда во многом зависит от миграционной политики, проводимой странами. Поэтому при разработке национальных законодательных актов, регулирующих трудовую миграцию в наших странах, необходим очень выверенный и взвешенный подход.
Для Кыргызской Республики вопросы мобильности трудящихся носят принципиально важный характер, в связи с чем призываем не допускать нарушения или ухудшения положений Договора о ЕАЭС.
Нельзя допустить нанесение серьезного урона имиджу нашего объединения. Нужно укреплять доверие наших граждан и продолжать работу по формированию единого рынка труда.
Уважаемые коллеги,
В завершение, хочу пожелать армянской стороне и лично Премьер-министру Республики Армения, уважаемому Николу Воваевичу Пашиняну успешного проведения года армянского председательства в органах Союза.
Хочу поблагодарить всех глав государств и участников заседания за конструктивную работу.
Благодарю за внимание».